20:42 Музыка. 8 класс. 20, 21, 23 апреля | |
Тема урока БАЛЕТ «КАРМЕН-СЮИТА». НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ ОПЕРЫ ЖОРЖА БИЗЕ Музыку к балету «Кармен-сюита» написал Родион Константинович Щедрин. После премьеры балета в Большом театре, постановку которого осуществил кубинский балетмейстер Альберто Алонсо, а главную партию исполнила великая российская балерина Майя Михайловна Плисецкая, среди критиков разгорелись жаркие споры. Одни горячо приветствовали идею композитора дать вторую жизнь музыке Ж. Бизе, другие осуждали использование в балетном спектакле музыки всемирно известной оперы, с негодованием выступали против подобного «эксперимента».
Но, как показала жизнь, этот эксперимент себя оправдал: современное прочтение известного сюжета, изложенного языком хореографии в жанре сюиты (иначе говоря транскрипции – от лат. transcription – переписывание, переработка, переложение музыкального произведения), получило мировое признание.
Цитируя музыкальные темы оперы Бизе, Щедрин старается сохранить их эмоционально-образный строй, жанровые черты. Опираясь на знание слушателями мелодий из оперы Бизе, композитор часто выбирает те мотивы, которые может «допеть», «досказать» зритель спектакля. «Развод караула», «Выход Кармен и хабанера» из балета «Кармен-сюита» «Выход Кармен и Хабанера» (№5) – центральная характеристика Кармен. Выход главной героини у Щедрина – своеобразное вступление к Хабанере – строится на повторении короткого мотива (в опере это речитатив), который, постепенно расширяясь, захватывает большое звуковое пространство. Звучание при этом усиливается до ослепительного fff – фортиссимо (очень громко), а затем быстро затихает. Хабанера в исполнении Кармен – это дерзкий танец-вызов. Испанский колорит образа подчеркивается ударными инструментами, имитирующими звучание кастаньет. ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ: Выполненные задания отправлять на электронный адрес mml_192_distant@mail.ru | |
|
Всего комментариев: 0 | |