Главная » 30.11.2020 » Музыка. 6 класс. 30 ноября-5 декабря
11:00
Музыка. 6 класс. 30 ноября-5 декабря
Тема урока СТАРИННОЙ ПЕСНИ МИР. БАЛЛАДА
Особое место в песенном жанре занимает баллада. В далекой древности балладами называли танцевальные песни. В Средние века баллады стали песнями повествовательного характера. В них нашли свое отражение народные предания, истории о таинственных событиях, судьбах бесстрашных героев, заповедном мире духов, фантастические, мистические образы.
Создателем вокальной баллады считается Ф. Шуберт. На рубеже XVIII-XIX веков этот старинный жанр был как бы открыт заново в творчестве писателей и композиторов-романтиков.
Франц Петер Шуберт (1797-1828)
Баллада – так стали называть вокальную или инструментальную пьесу романтического характера. В музыкальной балладе повествовательный характер сочетается с картинностью изображения вымыслов о чудесном, «ужасном», драматичностью выражения чувств любви и ненависти, страдания и радости, мечтательной грусти и устремленности порыва. В вокальной балладе повествование нередко строится на сопоставлении контрастных образов при непрерывном развитии музыки, тесно связанной с сюжетом поэтического текста.
Музыкальный язык понятен без перевода. И несомненно, прослушав балладу «Лесной царь» – одно из самых знаменитых произведений Шуберта на стихи И.-В. Гете – на немецком языке, по звучанию самой музыки можно почувствовать, что это неторопливое повествование автора или взволнованный разговор нескольких действующих лиц.
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.
«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» –
«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой». –
«О нет, то белеет туман над водой».
«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».
«Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит». –
«О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы».
«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».
«Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей». –
«О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне».
«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой». –
«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал...
В руках его мертвый младенец лежал.
Перевод Василия Андреевича Жуковского (1818)
Карл Готлиб Пешель «Лесной царь» (1840)
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ:
Прочитай балладу И.-В. Гете «Лесной царь» и послушай музыку Ф. Шуберта. Какие чувства выражают авторы? Удалось ли им создать фантастическую картину и взволнованность происходящего? Поделись своими впечатлениями.
Выполненные задания отправлять на электронный адрес mml_192_distant@mail.ru или в Электронную школу