Тема урока ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ (§7-8)
Культуру Индии принято подразделять на ряд этапов. Древнейшее искусство Хараппы датируется III-II тыс. до н. э., эпоха Вед – I тыс. до н. э. Буддийское искусство получило развитие в VI в. до н. э.-VI в. н. э. Ему на смену пришло средневековое искусство индуизма (VII-XIII вв.), а затем мусульманское искусство (XIII-середина XIX в.).
Индуизм – сложный сплав верований, традиций, норм поведения дравидских народов, населявших полуостров Индостан в глубокой древности, и ариев, пришедших с северо-запада на рубеже II-I тысячелетия до н. э. и принесших с собой культуру Вед – религиозных песнопений.
Основой мировосприятия индусов – людей, исповедующих индуизм, – служит вера в некий Абсолют. Вселенная является его частью и пребывает в постоянном круговороте гибели и возрождения. От исходного состояния совершенства она, пройдя последовательно ряд стадий, деградирует и распадается, чтобы вновь возникнуть как результат нового акта творения. Процесс развития на уровне микрокосма-человека уподоблен вечно катящемуся колесу. Он представляется как бесконечное перерождение и переход от одной жизни к другой в соответствии с законом кармы («деяния»). Карма определяет характер, судьбу, социальное положение.
Одним из богов ариев, отвечающим за вечный калейдоскоп природных форм, является бог Брахма. В пантеон индуизма входят также Шива, главное божество дравидских народов, и Вишну, древнейшее ведийское божество. Они образуют так называемую священную триаду индуизма, где Брахма мыслится созидателем, Вишну – хранителем, Шива – разрушителем. При этом все они выполняют и другие функции.
Сердцевину арийского культа составляет представление о том, что вселенная и касты возникли из тела космического гиганта (часто отождествляемого с Брахмой), принесшего себя в жертву. Вера в то, что вселенная существует благодаря жертве, со временем уступила место идее спасения. Спасение возможно благодаря аскетическому подвижничеству бога Шивы, пребывающему в трансе на священной горе Меру в Гималаях.
Мистическим аналогом тела-жертвы и горы служит индуистский храм, такой, как храм бога Шивы Кандарья Махадева в Кхаджурахо (X-XI вв.).
Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо
Храм состоит из входного портика, зала для верующих и святилища. Святилище венчает конусообразная башня, символизирующая гору Меру – мифическое обиталище богов. Храм богато украшен скульптурами (барельефами и горельефами), наиболее востребованными образами являются слоны.
Храм, несмотря на массивные пропорции и тяжесть каменной кладки, органично вписывается в окружающую природу, составляя как бы ее часть. От вершины к цоколю он прочитывается как нисхождение божества на землю, к людям. В обратном направлении – как восхождение человеческого духа в божественные сферы.
Большого совершенства в художественной культуре Индии достигли буддистские культовые сооружения. Буддизм возник в VI-V вв. до н. э. на основе проповедей индийского царевича Гаутамы Шакьямуни, прозванного Буддой, что означает Просветленный.
Классическая форма буддистского культового сооружения – ступа – представляет собой монолитную кирпичную полусферу. Ее сакральный план символизирует космос и божественное присутствие. Божественное присутствие отмечает центральная точка – источник возникновения и гибели вселенной. Купол ступы повторяет форму могильного кургана и является по сути гигантским реликварием, поскольку скрывает xpyстальный ковчег с пеплом Будды. Так выглядит и Большая ступа в Санчи (I в. до н. э.).
Большая ступа в Санчи
Ступа украшена знаками, напоминающими о ключевых событиях из жизни Будды. Проход к ступе обеспечивают ворота, расположенные по осям север – юг, запад – восток. Они образуют крест, центр которого совпадает с центральной точкой воображаемой вселенной и означает равномерное распространение учения Будды во все стороны. Кроме того, ворота отмечают границу двух миров, сакрального и земного.
Наряду со ступой местом отправления буддийского культа был пещерный храм, где молитвенные залы соседствовали с жилищем монахов. Главным украшением пещерных храмов служила живопись. В пещерных храмах в Аджанте (IV-VII вв.) она покрывает широкие пространства стен и потолков.
Пещерные храмы в Аджанте
Росписи пещерного храма в Аджанте
В отличие от рельефных изображений в Санчи, иллюстрирующих жизнеописание Будды, в росписях Аджанты преобладают бытовые, жанровые сцены, которые как бы перетекают одна в другую, представляя зрителям цепь жизненных явлений. Неслучайно живопись Аджанты по богатству сюжетов считается энциклопедией индийской жизни.
Культуру Древней Индии можно интерпретировать как метафору сакрального, ибо основу архитектуры, скульптуры, живописи, поэзии, танца, музыки, театрального действа здесь составляло представление об Абсолюте. Вместе с тем щедрая, изобильная природа развила у индийцев любовь к созерцательности и склонность к радостям и наслаждениям. В связи с этим вдохновение они черпали не только в беспредельном стремлении к Абсолюту, но и в чувственном жизнелюбии. Неслучайно аскетически суровая простота внутренних помещений храма ассоциируется с небесами и предназначена для богов, а пышный наружный декор ориентирован на людей. Такой магический сплав глубины мистических учений и роскошной фантазии знойного юга делает индийскую культуру столь притягательной во все времена.
Виртуальная экскурсия в зал древней и средневековой скульптуры Индии Государственного Эрмитажа
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ:
1. Прочитать параграфы 7-8 (с. 50-59).
2. Каким образом архитектурные формы индуистского храма воспроизводят мифологию индусов?
3. Какую роль выполняет скульптурный декор индуистского храма?
4. Почему росписи Аджанты называют энциклопедией индийской жизни?
Выполненные задания отправлять на электронный адрес mml_192_distant@mail.ru или в Электронную школу
|