Тема урока ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ. ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕИ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ (§5-6)
Периодизация египетской культуры предполагает ее деление на три крупных периода: Древнее царство (XXVIII-XXIII вв. до н. э.), Среднее царство (XXI-XVIII вв. до н. э.), Новое царство (1580-1085 гг. до н. э.).
Культура Древнего Египта выросла из идеи вечной жизни. Сложился культ мертвых – культ той жизни, которую дарует смерть умирающего и воскресающего бога.
Вместе с тем жизнь в Египте зависела от четкого функционирования ирригационной системы, которую регулировала верховная власть, то есть фараон. По этой причине фараон приравнивался к богу, соединяя образ смертного царя и бессмертного бога Хора (сына Осириса и Исиды).
Вера в то, что жизнь после смерти продолжается, но только в могиле, породила традицию сохранять тело, строить для него гробницы и выполнять магический ритуал, который гарантировал защиту от всех неприятностей в мире мертвых.
Ключевую роль играл обряд мумификации, состоящий в особой консервации «священных останков» умершего путем удаления внутренностей, просушки и бинтования всех частей тела пеленами из полотна, пропитанного смолами. Процессом бальзамирования в предназначенном для этого доме бальзамирования руководил специальный жрец под покровительством бога Анубиса в образе шакала. В египетском пантеоне богов подавляющая часть имеет облик животных и птиц, что связано с тотемизмом.
Для защиты мумии требовалось надежное укрытие – гробница, в которой обитало множество душ покойного. Важнейшей считался двойник-близнец умершего – Ка. Его скульптурное воплощение, способное вкушать пищу, служило маяком для другой души, покидающей гробницу.
Египетские некрополи всегда располагались на западном берегу Нила, так как там, за горизонтом, ежедневно скрывался солнечный бог Ра, чтобы наутро вновь родиться на востоке.
Пирамиды в Гизе и Большой Сфинкс
Пропорции четырехгранных классических пирамид в Гизе (Древнее царство), основу которых составляют квадрат и треугольник, породили идеальный образ устойчивости, долговечности и абсолютного покоя. Пирамида выступает первообразом мировой горы, ее вертикальная ось соединяет пространственные зоны неба, земли и подземного мира. Квадрат основания воспроизводит горизонтальную модель мира. Треугольная грань пирамиды, нацеленная острием вверх, символизирует созидательную мужскую силу фараона. Она символизирует также творческую энергию бога, направленную на перевоплощение мертвого царя в своей гробнице в Осириса, а затем на трансформацию мертвого Осириса в нового солнечного бога Ра на небе и в нового фараона на земле.
Пирамиды, будучи символами вечности, являются частью некрополя наряду с погребениями цариц, сфинксом и заупокойными храмами.
Заупокойные храмы символизировали вечность, воспроизводя в камне легенду о каждодневном умирании и новом рождении солнечного бога Ра. Самыми известными храмами являются храмы в Луксоре и Карнаке. Дорогу к храмам украшали аллеи сфинксов. Центральный проход к храмам воспринимался как продолжение дороги от Нила – символа Пути в вечность.
Аллея сфинксов в Карнаке
О могуществе и бессмертии фараона свидетельствовали не только монументальные формы гробниц и храмов, гарантами вечной жизни в загробном мире служили ритуал и всемогущая магия.
Магические тексты, написанные зеленой краской (зеленый – цвет жизни), заполняли поверхность стен погребальной камеры и коридоров царских гробниц в эпоху Древнего царства. Они обеспечивали фараону безопасное продвижение из мира живых в «прославляемый край» и его благополучное времяпрепровождение в обществе богов.
Реализм в передаче поз и повадок животных в настенной живописи гробниц сочетался с условным изображением человеческой фигуры. Кости и мускулы обозначались нечетко, ибо благоговение перед покойником не допускало изучения анатомии. Но поскольку египтяне считали существующим все то, что видимо, и наделяли изображение магической силой, они передавали объем человеческой фигуры путем сочетания фасных и профильных элементов: голову и ноги рисовали в профиль, плечи – анфас, а выставленная вперед левая нога означала движение в вечности. Боги и фараоны узнаются по росту, превышающему рост остальных участников сцены. Фигуры никогда не закрывают друг друга, располагаясь строго параллельно; при этом нижние передают события переднего плана, а верхние – дальнего, хотя размер их не меняется.
Значительное внимание, особенно с эпохи Среднего царства, уделялось украшению прямоугольных саркофагов. Снаружи они заполнялись рельефом, а изнутри – магическими формулами против загробных опасностей и картинами, наделенными сакральной силой. В эпоху Нового царства саркофаги приобрели форму мумии, ярко раскрашенной и нарядной. На погребальных пеленах писались жертвенные формулы и изречения из «Книги мертвых» – магического текста, ключевое место в котором занимает суд Осириса.
Помимо саркофагов в эпоху Нового царства опять стали щедро украшать росписями гробницы. Одной из самых красочных и богатых по подбору сюжетов является гробница царицы Нефертари (Новое царство).
Росписи гробницы Нефертари
Все росписи выполнены в технике углубленного рельефа: внутри рисунка по контуру слои песчаника выскабливаются, а выемки заполняют цветные пасты, замешанные на горячем воске, что и определило название такой живописи – энкаустика (от греч. enkaio – выжигаю).
Особенность художественной культуры Древнего Египта состоит в том, что вера египтян в загробную жизнь как продолжение земной породила грандиозную мистерию, связанную с заупокойным культом. Его важными элементами являлись сохранение тела, строительство для него гробницы и выполнение магического ритуала. Именно в этой загадочной и таинственной стране фараонов возникли те формы и виды искусства, которые послужили основой для античной эстетики, а через нее для всей западноевропейской культуры. Грандиозная архитектура храмов и великолепие гробниц, отражавших могущество египетских фараонов, обладали такой притягательной силой, что все великие завоеватели, от Александра Македонского до Юлия Цезаря, возводили свои храмы в египетском стиле, а себя изображали в костюмах и позах фараонов. Величие империй Тутмоса III и Рамсеса II получило отзвук в имперском стиле римлян, повторившись затем в архитектурных сооружениях, относящихся к эпохам Константина Великого, Наполеона Бонапарта, Александра I.
Виртуальная экскурсия в зал Древнего Египта Государственного Эрмитажа
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ:
1. Прочитать параграфы 5-6 (с. 38-49).
2. В чем состоял заупокойный культ древних египтян?
3. В чем новизна оформения заупокойного культа в эпоху Нового царства?
Выполненные задания отправлять на электронный адрес mml_192_distant@mail.ru или в Электронную школу
|