Слово концерт (от итал. concerto – согласие, от лат. concerto – состязаюсь) имеет два значения. Первое – это публичное исполнение музыкальных произведений, хореографических, эстрадных и других номеров по заранее объявленной программе. Второе значение – это музыкальное произведение, основанное на сопоставлении, состязании одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и всего оркестра.
Жанр концерта складывался постепенно, начиная с XVI века. Программные концерты А. Вивальди «Времена года» написаны для скрипки соло и струнного квинтета, органа и чембало (разновидность клавесина). Именно Вивальди установил классическую трехчастную структуру концерта, чередование частей: быстро – медленно – быстро.
В XVIII веке жанр концерта, наряду с симфонией, начинает приобретать все большее значение. Каждый из этих жанров представляет собой сонатно-симфонический цикл. Его главное отличие от старинных форм инструментальной музыки (сюиты, кончерто гроссо) заключается в том, что контраст существует не только между частями цикла, но и между темами внутри частей.
Широко известны инструментальные концерты русских композиторов – Концерт №1 для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского, Концерт №3 для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова, «Concerto grosso» №1 А. Г. Шнитке и другие.
Кроме жанра инструментального концерта в русской музыке был распространен жанр хорового духовного концерта («Не отвержи мене во время старости» М. Березовского).
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ:
1. Послушайте фрагменты из инструментальных концертов. Какими мыслями и чувствами наделяют свою музыку композиторы?
2. Как вы понимаете слова музыковеда Бориса Асафьева о том, что в музыке концерта «есть что-то от театра, дискуссии»?