Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Сайт учителя искусства и истории

Пт, 17.05.2024
Главная » 21.04.2020 » Основы выбора профессии. 8А. 22 апреля
15:50
Основы выбора профессии. 8А. 22 апреля

Тема урока ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ


Одним из важнейших показателей уровня развития производительных сил является степень общественного разделения труда как условие увеличения производительности труда и объема производства. С развитием производственных сил труд дифференцируется и специализируется. Рост специализации сопровождается выделением новых отраслей материального производства. Первым крупным общественным разделением труда было отделение скотоводства от земледелия, вторым – выделением ремесла. Затем отделение торговли от производства – выделение посредника-купца. Общественное разделение труда дало мощный толчок совершенствованию орудий труда. В результате общественного разделения труда и специализации производств появилось множество отраслей материального производства и нематериальной сферы.

Базирующаяся на разделении труда ориентация производителей на изготовление отдельных продуктов называется специализацией. Специализация позволяет производить продукцию при меньших издержках. В ходе разделения труда работники, предприятия и их подразделения, отрасли, регионы, страны ориентируются на производство ограниченного круга продуктов.

Под общественным разделением труда понимается такое обособление различных видов труда, при котором работники занимаются разнородной производственной деятельностью и обмениваются ее результатами. Развитие и совершенствование разделения труда связано с ростом его производительности, так как при разделении трудовых операций становятся возможными механизация и автоматизация производства за счет внедрения достижений научно-технического прогресса. Разделение труда внутри общества квалифицируется как общее и частное разделение труда, а внутри предприятия – как единичное.
Общее разделение труда заключает в себе различие роли труда в создании формы продукта, выражается в выделении в составе национальной экономики крупных отраслей материального производства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь. Например, в сельском хозяйстве труд в основном лишь направляет, регулирует естественный процесс образования формы продукта. В добывающей промышленности труд изымает природные вещества из их естественной связи с землей, в основном в их природной форме. Что касается обрабатывающей промышленности, труд создает здесь форму продукта.
Частное разделение труда, являющееся составной частью общего разделения труда, предполагает не различие роли труда в создании формы продукта, а различие конкретности, полезности труда, проявляемое в различных потребительских стоимостях. Это различие конкретности, полезности труда может определяться природой той потребности, которую призван удовлетворить труд. Частное разделение труда проявляется в обособлении отдельных отраслей, подотраслей и производств внутри крупных отраслей материального производства (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта). Так в сельском хозяйстве выделяют растениеводство, животноводство.
Единичное разделение труда проявляется в еще более конкретном разделении его на отдельные операции и комплексы операций. Оно находит свое отражение в выделении самостоятельных предприятий и их подразделений (цехов, участков), специализирующихся на производстве отдельных видов продукции.

Кроме этого существуют и другие класификации по разделению труда. Территориальное разделение труда обусловлено различием видов труда, сосредотачивающихся в определенных районах, что связано с различием природных условий географических районов страны.
Международное разделение труда весьма близко к территориальному. Оно заключает в себе, конечно, и общее различие природных условий обитания народов. Но особенность его, в отличие от территориального разделения труда, составляет различие уровней развития производительных сил, исторических традиций и др.

Сущность разделения физического и умственного труда заключается в обособлении его физической и умственной функций. Разделение физической и умственной функций труда обусловлено разделением различных функций изготовления одной и той же потребительской стоимости (например, физический труд токаря и умственный труд инженера одного и того же предприятия).
Наряду с разделением физической и умственной функций самого труда наблюдается также обособление умственного труда в особый процесс труда. Примером может быть, во-первых, отделение умственной функции руководства процессом материального производства в форме деятельности особых хозяйственных органов, в разной степени удаленных от предприятия (скажем, местных и центральных, отраслевых и народнохозяйственных). Во-вторых, таким примером является деятельность отраслевых научно-исследовательских институтов, лабораторий, конструкторских и технологических бюро и т.д.

Общественное разделение труда способствует возникновению и развитию различных профессий и специальностей.
Профессия – это род трудовой деятельности человека, который требует владения определенными знаниями, умениями и навыками. Чтобы получить профессию, необходимо пройти специальную подготовку. Профессии можно перечислять бесконечно: врач, учитель, экономист, юрист, водитель и т.д. Каждая объединяет целую группу родственных специальностей. К примеру, профессия журналист объединяет такие специальности, как журналистика печатных СМИ, веб-журналистика, аудиовизуальная журналистика, международная журналистика и др.
Специальность – это комплекс навыков, умений и знаний, приобретенных в процессе обучения и подтвержденных в соответствующем порядке. Они необходимы для выполнения конкретной работы и соотносятся с одной или несколькими профессиями. Так, студент-юрист может стать адвокатом, прокурорским работником, полицейским или юрисконсультом, а может превратиться в продавца общепита.


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ:
Написать сообщение на тему «Какие профессии нужны современному городу».

Выполненные задания отправлять на электронный адрес mml_192_distant@mail.ru

Категория: Дистанционное обучение | Просмотров: 228 | Добавил: Caesar | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]