Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Сайт учителя искусства и истории

Пт, 17.05.2024
Главная » 19.04.2020 » Музыка. 8 класс. 20, 21, 23 апреля
20:42
Музыка. 8 класс. 20, 21, 23 апреля

Тема урока БАЛЕТ «КАРМЕН-СЮИТА». НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ ОПЕРЫ ЖОРЖА БИЗЕ


Музыку к балету «Кармен-сюита» написал Родион Константинович Щедрин. После премьеры балета в Большом театре, постановку которого осуществил кубинский балетмейстер Альберто Алонсо, а главную партию исполнила великая российская балерина Майя Михайловна Плисецкая, среди критиков разгорелись жаркие споры. Одни горячо приветствовали идею композитора дать вторую жизнь музыке Ж. Бизе, другие осуждали использование в балетном спектакле музыки всемирно известной оперы, с негодованием выступали против подобного «эксперимента».


Майя Михайловна Плисецкая и Родион Константинович Щедрин

Но, как показала жизнь, этот эксперимент себя оправдал: современное прочтение известного сюжета, изложенного языком хореографии в жанре сюиты (иначе говоря транскрипции – от лат. transcription – переписывание, переработка, переложение музыкального произведения), получило мировое признание.
В одноактном балете Щедрина 13 номеров. Композитор выбирает из сочинения Бизе музыкальные характеристики трех основных образов: Кармен, Хозе и Тореро (Эскамильо). Именно на их развитии он выстраивает драматургию балета, выдвигая на первый план конфликт Кармен с окружающими ее людьми, а также ее любовь и трагическую гибель. Через взаимоотношения Кармен с Хозе и Тореро композитор раскрывает сильный, свободолюбивый характер девушки-цыганки.


Майя Плисецкая в образе Кармен

Цитируя музыкальные темы оперы Бизе, Щедрин старается сохранить их эмоционально-образный строй, жанровые черты. Опираясь на знание слушателями мелодий из оперы Бизе, композитор часто выбирает те мотивы, которые может «допеть», «досказать» зритель спектакля.
Образ Кармен получает свое развитие в нескольких номерах балета.

«Развод караула», «Выход Кармен и хабанера» из балета «Кармен-сюита»

Смотреть на YouTube

«Выход Кармен и Хабанера» (№5) – центральная характеристика Кармен. Выход главной героини у Щедрина – своеобразное вступление к Хабанере – строится на повторении короткого мотива (в опере это речитатив), который, постепенно расширяясь, захватывает большое звуковое пространство. Звучание при этом усиливается до ослепительного fff – фортиссимо (очень громко), а затем быстро затихает. Хабанера в исполнении Кармен – это дерзкий танец-вызов. Испанский колорит образа подчеркивается ударными инструментами, имитирующими звучание кастаньет.


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ:
1. Послушайте музыкальную характеристику Кармен в балете. Какими средствами музыкальной выразительности рисует Щедрин образ Кармен? Что отличает звучание музыки Щедрина от оперных номеров?
2. Напишите свои впечатления от музыки балета «Кармен-сюита» Р. Щедрина и свои размышления над словами композитора: «Преклоняясь перед гением Бизе, я старался, чтобы преклонение это всегда было не рабским, но творческим».

Выполненные задания отправлять на электронный адрес mml_192_distant@mail.ru

Категория: Дистанционное обучение | Просмотров: 720 | Добавил: Caesar | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]