Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Сайт учителя искусства и истории

Пт, 17.05.2024
Главная » 14.04.2020 » Основы выбора профессии. 8А. 15 апреля
18:32
Основы выбора профессии. 8А. 15 апреля

Тема урока СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ТРУДЕ И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРОФЕССИИ


Специфика психологических проблем современного периода определяется необходимостью освоения нового социально-экономического профессионального опыта. С одной стороны, появившиеся в связи с переходом к рыночной экономике новые профессии не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества, с другой – происходит болезненный процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, которые также претерпевают изменения в современных условиях.
Важным является и то, что образ профессии как познавательное и эмоциональное образование в определенной степени меняют систему общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей.
Раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиональной биографией и определенными профессиональными ценностями. Сейчас можно наблюдать, что в некоторой степени «идеальный образ профессионала» заменен на «идеальный образ жизни» (российский, американский, европейский и т.д.). Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии, которая уже выступает средством достижения этого образа жизни, а не его существенной частью.

Молодому человеку необходимо знать, что профессиональная деятельность играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Исследователи показали, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе. Доказано, что конкурентоспособным длительное время может быть лишь человек, занимающийся любимым делом, приносящим ему удовольствие и удовлетворение, несмотря на большие временные и энергетические затраты.
При этом необходимо иметь в виду следующее:
1. Мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии сегодня живут лишь 5-15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости.
2. Особенностью современного мира профессий является то, что на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Это значит, что человеку надо стремиться овладевать не одной единственной профессией, а несколькими смежными профессиями.
3. Сам человек не есть нечто застывшее и «намертво» связанное с профессией. В течение жизни может появиться желание или необходимость изменить профессию или квалификацию. А для этого необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, самовоспитанием.
Поэтому, говоря о современных требованиях к профессионалу, следует обращать внимание не только на профессиональную деятельность, но и на «рынок труда», предъявляющий к личности специалиста обобщенный набор психологических требований.

Как полагают американские экономисты Джексон К. Грейсон и Карла О'Делл, в конкурентоспособной стране ее гражданам необходимо иметь:

  • высокий уровень функциональной грамотности (профессионализм);
  • способность наблюдать процессы, анализировать их, интерпретировать результаты и предпринимать действия (инициативность);
  • высокие знания о мире (в области истории, географии, экономики, языковая подготовка (образованность);
  • умение работать в коллективе; способность нести ответственность (коммуникативность);
  • способность постоянно учиться и приспосабливаться к изменениям (мобильность).

Разумеется, психологический анализ профессиональной деятельности выделяет гораздо большее число характеристик, необходимых для успешного вхождения в «рынок профессий» с учетом специфики страны, в которой проживает специалист. Однако есть общие критерии оценки эффективности его профессионализма, которые составляют систему действий профессионала. Недостаточные знания о себе, затрудняют профессиональный выбор, делает его недостаточно обоснованным, случайным. Особую роль здесь имеет самооценка.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Она тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.).

Условия, влияющие на выбор профессии:

  • востребованность на рынке труда;
  • доходность;
  • требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз);
  • нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер);
  • образованность (врач, учитель, психолог, ученый);
  • возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной);
  • положительное влияние на семейную жизнь;
  • общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа);
  • возможность карьерного роста (важно или не важно).


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ:
Составить кроссворд из 10 слов по теме урока.

Выполненные задания отправлять на электронный адрес mml_192_distant@mail.ru

Категория: Дистанционное обучение | Просмотров: 241 | Добавил: Caesar | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]