Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Сайт учителя искусства и истории

Пт, 17.05.2024
Главная » 12.04.2020 » Искусство (МХК). 11 класс. 14 апреля
19:53
Искусство (МХК). 11 класс. 14 апреля

Тема урока ИМПРЕССИОНИЗМ В МУЗЫКЕ (§26)


Импрессионизм как направление проявился не только в изобразительном искусстве, но и в музыке. Крупнейшим композитором-импрессионистом стал французский композитор Клод-Ашиль Дебюсси, которого часто называют отцом музыки XX века.


Клод-Ашиль Дебюсси (1862-1918)

Дебюсси показал, что каждый звук, аккорд, тональность могут быть услышаны по-новому, могут жить более свободной, многокрасочной жизнью, как бы наслаждаться самим своим звучанием, его постепенным, таинственным растворением в тишине. Многое действительно роднит Дебюсси с живописным импрессионизмом: самодовлеющая красочность неуловимых, текуче-подвижных моментов, любовь к пейзажу, воздушная трепетность пространства.
На музыкальный импрессионизм Дебюсси значительное влияние оказали стихи французских поэтов Поля Верлена и Стефана Малларме.

Передо мною храм высокий
У некой Мёз, реки ленивой,
Несушей плавные потоки
Туда, где плещутся приливы.
Я слышу этот шум невнятный,
Вдали угадывая море.
А тихой ночью ароматной
Кресты искрятся на соборе,
И ангелы, сплетясь в короны,
Поют, кружа над колокольней,
И белых сов глухие стоны
Всю ночь покой тревожат дольний,
И девушки, чисты и кротки,
И сонмы отроков невинных,
Как перламутровые четки,
Мелькают в переходах длинных...

Поль Верлен, перевод с французского Марины Миримской

В стихах поэтов-символистов Дебюсси привлекали близкая ему тематика и новые художественные приемы — умение говорить немногословно, отсутствие риторики и пафоса, обилие красочных образных сопоставлений, новое отношение к рифме, в которой улавливаются музыкальные сочетания слов. Такая сторона символизма, как стремление передать состояние мрачного предчувствия, страха перед неведомым, никогда не захватывала Дебюсси.
Излюбленный жанр композитора – программная сюита (оркестровая и фортепианная), как бы серия разнохарактерных картин, где статика пейзажей оттеняется стремительно-подвижными, часто танцевальными ритмами. Таковы сюиты для оркестра «Ноктюрны» (1899), «Море» (1905) и «Образы» (1912).

Ноктюрн «Облака»

Смотреть на YouTube

Дебюсси считал, что музыка подобна природе своей естественностью, бесконечной изменчивостью и многоликостью форм: «Музыка — как раз то искусство, которое ближе всего к природе... Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию». И природа, и музыка ощущаются Дебюсси как тайна, и прежде всего тайна рождения, неожиданного, неповторимого оформления капризной игры случая.

Пьеса «Лунный свет», фрагмент из мультфильма «Фантазия»

Смотреть на YouTube


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ:
1. Прочитать параграф 26 (с. 165-166).
2. Послушать ноктюрн «Облака» и пьесу «Лунный свет». Ответить письменно, как идеи импрессионизма отразились в музыке. Охарактеризовать музыкальные и зрительные образы.

Выполненные задания отправлять на электронный адрес mml_192_distant@mail.ru

Категория: Дистанционное обучение | Просмотров: 204 | Добавил: Caesar | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]