Тема урока ИМПРЕССИОНИЗМ В МУЗЫКЕ. МИР ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ
«Звуки и запахи реют в вечернем воздухе» – так назвал К. Дебюсси одну из своих фортепианных прелюдий. Названия большинства прелюдий звучат как поэтические строки: «Что видел западный ветер», «Феи – прелестные танцовщицы», «Затонувший собор», «Шаги на снегу», «Снег танцует», «Девушка с волосами цвета льна» и др.
Известно, что тембровая красочность симфонической музыки связана со звучанием тех или иных инструментов оркестра. В фортепианной музыке К. Дебюсси в роли различных тембров выступают своеобразные, необычные сочетания звуков, аккордов – прозрачные, кружевные, невесомые гармонии.
Наиболее близки музыке К. Дебюсси пастельные тона, акварельные краски. Частыми обозначениями характера исполнения в произведениях К. Дебюсси являются не указания темпа, а такие замечания, как «вполголоса», «шепотом», «напевая»...
Творчество К. Дебюсси интересно и тем, что он первым из европейских композиторов XX века включил новые джазовые ритмы в классическую фортепианную музыку. В финале сюиты «Детский уголок» звучит «Кукольный кек-уок» («Кек-уок Голливога») – модный в начале века американский танец. Слово «кек-уок» в переводе с английского cake-walk означает «шествие с пирогом» (награда лучшему танцовщику).
Флоренс Кейт Аптон «Кукла Голливог» (1895)
Слушая пьесу К. Дебюсси, обрати внимание на то, как она создает музыкальный портрет маленького танцора. Главным выразительным средством становится синкопированный ритм – с неожиданными ударениями, акцентами на слабой доле, паузами вместо ожидаемых тонов.
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ:
1. Послушай фортепианную пьесу К. Дебюсси «Кукольный кек-уок» из сюиты «Детский уголок» и расскажи о своих впечатлениях от прослушанной музыки.
2. Посмотри мультфильм и расскажи о том, как мир детства, игр, увлечений нашел в нем свое отражение.