Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Сайт учителя искусства и истории

Пт, 03.05.2024
Главная » 07.12.2020 » Искусство (МХК). 10 класс. 7-12 декабря
10:15
Искусство (МХК). 10 класс. 7-12 декабря

Тема урока КРИТО-МИКЕНСКАЯ АРХИТЕКТУРА И ДЕКОР КАК ОТРАЖЕНИЕ МИФА (§10)


Культуру острова Крит и островов Эгейского моря принято делить на критскую (III-II тыс. до н. э.) и микенскую (XV-XII вв. до н. э.). В мифах культура региона Эгейского моря до и после завоевания Крита ахейцами представлена как единая эпоха владычества Миноса и называется также эгейской.
Зарождение крито-микенской культуры связывают с мифом о похищении могущественным владыкой земли и неба, главным богом Крита Зевсом финикийской царевны Европы.


Валентин Серов «Похищение Европы» (1910)

Эпицентром критской (минойской) культуры стал Кносс – город-дворец критского царя Миноса (II тыс. до н. э.).
Лабиринт дворца – многоуровневая архитектура со сложными, запутанными ходами – и его декор в виде бычьих рогов отражали миф о соединении бога-быка (символа оплодотворяющей энергии) с богиней плодородия и миф о быке Миноса – Минотавре.
Дворец возвышается на горе и как бы вырастает из нее, располагаясь уступами на разных уровнях с перепадом в 8-10 метров. Выровненная вершина горы образует обширный прямоугольный двор, вытянутый с севера на юг. Некогда он играл роль светового колодца и своего рода легких дворца. В него по периметру выходят фасады парадных построек: тронный зал, главное святилище, бассейн для очищения, зал для культовых игр с быками, сокровищница для хранения ритуальной утвари, сосудов и статуэток богини со змеями.
Уровнем ниже находятся жилые комнаты царя и царицы, малый тронный зал, ванная комната. С трех сторон покои царя предваряли колонные портики, и когда открывались многочисленные двери, возникало единое обширное пространство, напоенное светом и воздухом. Самый нижний уровень дворца занимали мастерские и склады сельскохозяйственной продукции.
Все эти парадные залы и святилища, ритуальные и жилые комнаты, широкие веранды и открытые террасы соединяются лестницами с внезапными спусками и подъемами, запутанными ходами и тупиками, словно лабиринт.


Кносский дворец

Стены дворца украшены фресками. Основной мотив фресковой живописи – выпрыгивающие на поверхность дельфины, снующие в разные стороны рыбы, упругие завитки и волнистые морские линии.


«Дельфины»

Также встречаются фрески, изображающие ритуальные игры с быком. Фрески подкупают непосредственностью, живостью, грацией. Они словно сами являются частью окружающей природы, такой же подвижной и изменчивой.


«Акробаты с быком»

Не менее роскошными были дворцы ахейских владык, но они отражали иной взгляд на мир. Так, город-дворец Микены царя Агамемнона (II тыс. до н. э.) расположен на холме и защищен мощными стенами, сложенными из огромных каменных глыб.


Дворец царя Агамемнона в Микенах

Дорогу к единственным воротам обрамляют высокие стены, образующие узкий замкнутый проход. Массивная перекладина над проемом украшена треугольной плитой с рельефом, давшим название воротам – Львиные.


Львиные ворота в Микенах

В отличие от кносского микенский дворец имел регулярную планировку. Все помещения группировались вокруг мегарона – большого зала с очагом посередине. Дым уходил через прямоугольное отверстие в кровле, опиравшейся на четыре колонны. Именно такой тип жилища стал прообразом греческого, а затем и римского дома.
Суровая скупая архитектура обусловила характер декора, в котором преобладали сюжеты, связанные с борьбой. Сама тематика воплощала основное кредо микенской культуры – торжество физической силы и суровый, воинственный дух ахейцев, часто совершавших грабительские набеги на соседние племена. О том же свидетельствовали погребальные маски, передающие индивидуальные черты суровых и властных ахейских владык, а также отражающие желание возвеличить царя – чувство, незнакомое критянам.


Золотая маска микенского царя

Вторжение племен дорийцев на Пелопоннесский полуостров в конце XII в. до н. э. означало закат крито-микенской (эгейской) цивилизации. Но именно эта богатая и своеобразная цивилизация задолго до появления греков в Восточном Средиземноморье подготовила почву, на которой вырос благоуханный и редкостный цветок всей античной культуры. Эгейская культура стала истоком греческой, воспринявшей религиозно-мифологические представления крито-микенской эпохи и доведшей их до совершенства.


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ:
1. Прочитать параграф 10 (с. 68-73).
2. Сравните архитектуру кносского и микенского дворцов. Найдите различия.
3. Какой вид декора использовался при украшении дворца царя Миноса?

Выполненные задания отправлять на электронный адрес mml_192_distant@mail.ru или в Электронную школу

Категория: Дистанционное обучение | Просмотров: 367 | Добавил: Caesar | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]