Главная » 20.05.2020 » Музыка. 6 класс. 21, 22 мая
18:48
Музыка. 6 класс. 21, 22 мая
Тема урока СИМФОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ
Образы симфонической музыки, часто не связанные с каким-либо сюжетом или программой, раскрывают перед слушателями многообразие жизненных явлений, переживаний не только одного человека, но и целых поколений. Сложен внутренний мир человека. И к какой бы симфонической музыке прошлого или настоящего времени мы ни обратились, в центре ее содержания – человек, его отношения с окружающим миром, подчас сложные и противоречивые, его нередко особый взгляд на мир, на самого себя.
Богатейшие возможности симфонического оркестра: разнообразие тембров и звуковых красок, способность соединить самые разные по характеру мелодии, темы, музыкальные образы в едином гармоничном звучании – позволяют симфонической музыке рассказать о сложном и интересном внутреннем мире человека, о его сомнениях и переживаниях, передать смену настроений – от грусти к радости, от сомнений к уверенности.
Понять инструментальную, симфоническую музыку, где нет ни слов, как в песне или романсе, ни декораций, костюмов и действующих лиц, как в опере, помогает знание законов, принципов, приемов музыкального развития.
Напомним, что основной принцип развития, построения музыкальной формы – сходство и различие. Ярким приемом симфонического развития становится контраст: контраст-сопоставление или контраст-столкновение (конфликт) музыкальных тем-образов.
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
Вольфганг Амадей Моцарт – великий австрийский композитор, который писал музыку в самых разных жанрах. Моцартом были написаны оперы, среди которых «Волшебная флейта» и «Свадьба Фигаро», симфонии, концерты для различных инструментов и симфонического оркестра, сонаты для фортепиано, заупокойная месса – «Реквием».
К наиболее популярным произведениям во всем мире относится Симфония №40 соль минор. Ее постоянно исполняли и исполняют оркестры под управлением прославленных дирижеров разных стран, открывая в ней что-то свое, неповторимое.
«Каждая нота в ней – чистое золото, каждая часть ее – это клад», – писал о Симфонии №40 немецкий композитор-романтик XIX века Роберт Шуман. «Вся симфония – словно образ самого Моцарта, устремленного в будущее», – так отзывался о ней современный отечественный композитор Дмитрий Кабалевский.
Вольфганг Амадей Моцарт «Симфония №40», фрагмент из первой части
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ:
1. Послушайте фрагмент из первой части Симфонии №40 В. А. Моцарта и определите настроение музыки. Всегда ли оно одинаково?
2. Почему Р. Шуман сказал о музыке Симфонии, что «каждая нота в ней – чистое золото»?