20:32 Искусство (МХК). 11 класс. 12 мая | |
Тема урока ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕИ АБСОЛЮТНОЙ КРАСОТЫ В ИСКУССТВЕ МОДЕРНА (§28) Последний большой стиль, сложившийся в конце XIX-начале XX веков, получил название модерн (от лат. modernus – новый, современный). Он явился реакцией на эклектику в архитектуре и попыткой обобщить и синтезировать все предшествующие художественные традиции: античности и Средневековья, классицизма и романтизма, Запада и Востока. Термин «модерн», возникший в Англии, был одним из множества названий стиля. Во Франции он назывался ар нуво (L'Art nouveau – новое искусство), в Германии – югендштиль (Jugend – юность), в Австрии – сецессион (от лат. secessio – уход, отделение). Знаковым выражением стиля стала волнистая линия, заимствованная из растительного мира, поэтому в орнаменте преобладали водоросли, колеблющиеся в струях потока, растения с длинными стеблями и изысканно-утонченными цветами – лилии, цикламены, ирисы, орхидеи, восточные мотивы с хризантемами, стрекозами и павлинами. С ними соперничали женские образы с неимоверно длинными струящимися волосами, напоминающими то языки пламени, то океанские волны.
«Бетховенский фриз» Густава Климта в Сецессионе (с субтитрами) Искусство модерна провозгласило культ красоты как единственной абсолютной ценности, а ее главным критерием сделало цельность художественного образа. Своеобразным манифестом модерна стал «Бетховенский фриз» австрийского художника Густава Климта (1862-1918). Он украшает выставочный зал венского Сецессиона (Сецессион – название объединений художников в Мюнхене, Вене, Берлине, отвергнувших академические приемы и ставших провозвестниками стиля модерн) с мраморным памятником Бетховену и является живописной интерпретацией хорового финала «К радости» из Девятой симфонии Бетховена. Этот финал был написан на слова одноименной оды Фридриха Шиллера (1759-1805), немецкого поэта эпохи Просвещения: Обнимитесь, миллионы!
Примером взаимопроникновения модерна и каталонской готики стала архитектура собора Святого Семейства в Барселоне. Недостроенный до сегодняшнего дня из-за смерти архитектора Антонио Гауди (1852-1926) собор имеет форму латинского креста с пятью нефами по длине и тремя в трансепте. Все три входа в собор соединяет крытая галерея. Ее извилистая кровля обеспечивает прочность конструкции фасадов и предполагает свободное перетекание внутреннего пространства. Каждый фасад посвящен определенной теме, выраженной в скульптурном декоре. В украшении северного фасада – Страстного – доминирует тема смерти, западного – Славы – тема Воскресения, южного – тема Рождества. ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ: Выполненные задания отправлять на электронный адрес mml_192_distant@mail.ru | |
|
Всего комментариев: 0 | |